Почему я работаю с фиксированной формой оплаты

Среди всех моделей оплаты, которые используют стилисты, я выбрала фиксированную стоимость услуг. Мы с клиентом шопимся до результата без ограничений по времени. Перерывы на отдых, кофе, обед, поход за водой входят в стоимость. После шопинга — месяц онлайн-поддержки.

Расскажу, почему я остановилась на этой модели, с чем столкнулась на практике, как оцениваю её после нескольких лет работы и к чему хочу прийти в будущем.

Почему я работаю с фиксированной формой оплаты

Среди всех моделей оплаты, которые используют стилисты, я выбрала фиксированную стоимость услуг. Мы с клиентом шопимся до результата без ограничений по времени. Перерывы на отдых, кофе, обед, поход за водой входят в стоимость. После шопинга — месяц онлайн-поддержки.

Расскажу, почему я остановилась на этой модели, с чем столкнулась на практике, как оцениваю её после нескольких лет работы и к чему хочу прийти в будущем.

Фиксированная модель оплаты. Мой опыт


Какой выбор стоял передо мной после обучения
Шесть лет назад, когда я только начинала работать, самой популярной моделью на рынке была почасовая оплата. Почти все стилисты её использовали, в школах рассказывали, что это выгодно: если поход по магазинам затягивается, клиент всё оплачивает. Удобно.

Вторая модель — фиксированная оплата за результат, — считалась странной. Зачем устанавливать фикс и терять деньги на долгих шопингах, если можно брать оплату за час?

Еще был третий вариант — брать процент от общей стоимости покупок.

Мне нужно было решить, по какой модели хочу работать я.
Что я отбросила сразу
Процент от покупок — на мой взгляд, самый спорный способ расчёта.

За поход в Зару человек заплатит меньше, за поход в ЦУМ — больше. Просто потому что может себе позволить. При этом объём работ и в ЦУМе, и в Заре один и тот же. Это не проще и не сложнее: просто другие вещи, другие магазины и другие цены.

Мне было бы некомфортно так работать.

(Ещё бывает, что бренды предлагают стилистам работать за процент от покупок. Мне такая схема тоже кажется дикой. Если магазин одежды мне нравится, я приведу туда человека бесплатно. Во время шопинга мою работу оплачивает клиент. И скрыто зарабатывать дополнительные деньги на доверии — фу.)
Почасовая или фиксированная
Чтобы сделать выбор, я поставила себя на место клиента и подумала, что бы меня тревожило в почасовой оплате.

— Хочу ли я постоянно посматривать на часы во время шопинга и пересчитывать часы в деньги?
— Готова ли я заплатить стилисту в два раза больше только из-за того, что вещи на меня не сядут из-за особенностей фигуры и мы потратим больше времени на поиск подходящих?
— Не буду ли я волноваться о том, что стилист специально затягивает время, чтобы заработать больше?
— Хочу ли я уточнять, входит ли поход в туалет в оплачиваемое время?
— Готова ли я переодеваться в примерочной как можно быстрее, чтобы сэкономить время?
— Вернусь ли я во второй раз к стилисту, которому заплатила больше, чем рассчитывала, и порекомендую ли его кому-то?

И довольно быстро приняла решение в пользу фиксированной оплаты.

Кажется, я была одной из первых стилистов в Москве, кто установил фиксированные цены на услуги и ещё и объявил их публично.

Мои преподаватели отнеслись к выбору уважительно, но говорили, что я обесцениваю свой труд. Сейчас, спустя 6 лет работы, я могу оценить, так ли это.
Потери на долгих шопингах
Шопинги правда иногда затягиваются. Бывает, доходит до восьми часов. Иногда так получается потому, что подобранные вещи не садятся, и приходится искать варианты. Иногда — потому что клиенту сложно быстро решиться на покупки.

Такие шопинги выматывают физически и эмоционально, но денег за них получаешь столько же, сколько и за стандартные 4-5 часов.

Но это случается редко. Может быть, в одном случае из 20.

Если перевести этот объем в потенциально недополученные деньги, то редкие 2-3 часа дополнительной работы влияют на 2% общей выручки. Это не те числа, из-за которых стоит менять модель оплаты.
Что еще бывает
Бывает, что шопинг идёт не по плану.

Например, нужной вещи нет в торговом центре или подходящий вариант вообще не продается офлайн. Тогда мы вызываем такси, доезжаем до другого торгового центра и покупаем её там. Или подбираем вещь в онлайн-магазине в течение месяца после шопинга.

Бывает, что мы купили всё, что нужно, и запланированные деньги закончились, но клиенту в процессе захотелось купить ещё одну пару классных ботиночек. В такой ситуации я подбираю и присылаю ссылки на эти ботиночки, а клиент сможет купить их, когда деньги снова появятся.

На всё это уходит дополнительное время, но не очень много, и случается это нечасто. И тоже входит в фиксированную оплату.
Когда я не беру деньги
Иногда шопинг не удаётся. По разным причинам: на человека ничего не садится, ему в целом не нравятся предложения, он не готов довериться моему опыту и вкусу.

Обычно это становится понятно в течение первого часа. И если ничего не получается, я честно говорю об этом клиенту, и мы расходимся.

Оплату я в таком случае не беру, даже если мы успели что-то купить.

Такое случалось со мной 4 раза за 6 лет.
Неочевидный плюс фиксированной оплаты
Клиент редко приходит к стилисту с чётким представлением о том, как всё будет происходить. Сейчас это более будничная услуга, чем 6 лет назад, но все еще нет единого профессионального стандарта и общего понимания того, как выглядит шопинг.

Поэтому важная часть работы стилиста — создать у клиента правильные ожидания в самом начале и не нарушить их в процессе. Общая сумма потраченных в конце денег — часть этих ожиданий.

Когда цена озвучена заранее, клиент психологически с ней согласен ещё до шопинга. Во время работы он о ней уже не думает, не переживает, что придётся отдать больше денег, чем он рассчитывает, и может сосредоточиться на процессе.

И мой опыт говорит, что в долгосрочной перспективе фиксированная оплата работает лучше почасовой. У меня много клиентов, которые остаются так довольны результатом, что возвращаются во второй и в третий раз, рекомендуют шопинг знакомым и дарят на дни рождения.
К чему хочу прийти в будущем
Я довольна той моделью, которую выбрала. Более того, фиксированная оплата перестала вызывать непонимание на рынке: на неё переходят многие стилисты, потому что видят, что так удобнее и клиенту, и им самим.

При этом затянутые шопинги — довольно выматывающая штука. И их пусть и небольшое число хочется сократить. Я подумываю о том, чтобы сохранить фиксированную оплату, но предупреждать клиентов, что шопинг ограничен пятью часами.

Не для того, чтобы через 5 часов говорить «пока» и уходить. Понятно, что работать мы будем до результата. Но так мы оба будем понимать, что у нас нет всего времени мира.